В Ростовской области собираются восстановить пассажирское водное сообщение

1 октября 2022
Между Таганрогом, Азовом, Ростовом и Ейском намерены восстановить водное сообщение, как в советские времена. Об этом в очередной раз было заявлено во время визита в Таганрог председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Уже есть инвестор, и даже идут какие-то работы. Рассказываем, что об этом известно.Что случилось?27 сентября в Таганроге делегация высокопоставленных чиновников проверила, как идёт создание плавучей причальной платформы для морских судов.Как рассказал руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев, изготовление плавучей платформы и монтаж двух первых секций причала начались ещё в августе. В начале сентября установили две первые секции причала в районе берегозащитного укрепления — бывшего причала № 9. Состоялась тестовая швартовка теплохода. Всего необходимо изготовить и установить 8 секций по 12 метров. Работы планируется завершить до конца мая 2023 года, и тогда причал будет готов к приёму круизных теплоходов.Губернатор Василий Голубев заявил, что восстановление водного сообщения между портами в акватории Азовского моря, между Таганрогом, Азовом, Ростовом и Ейском — важная задача. А также отметил, что всё это было налажено в советское время.Валентина Матвиенко, в свою очередь, попросила поторопиться.— Делайте всё быстро. Это очень важный объект. Это развитие инфраструктуры, которая приморскому городу крайне нужна. Необходимо ускорить сроки реализации, нет времени на раскачку.Кто инвестор?О том, что нашёлся инвестор, готовый заняться развитием водного сообщения в регионе, стало известно ещё в 2021 году. Об этом заявил Андрей Лисицкий, в ту пору возглавлявший администрацию Таганрога. Видимо, он как раз имел в виду ООО «Водоходъ» — именно эта компания сейчас занимается строительством платформы. Компания зарегистрирована в 2004 году в Москве, имеет представительства в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Красноярске. Позиционирует себя как крупнейшая судоходная компания и туроператор России. По информации на сайте «Водохода», флотилия насчитывает 26 круизных теплоходов разного класса и 16 единиц малого пассажирского флота.По сообщению «Коммерсанта», выручка ООО «Водоходъ» по итогам 2021 года составила 4,1 млрд рублей, чистая прибыль — 40,5 млн рублей. 100% долей в уставном капитале принадлежит кипрской Volga-Baltic Cruise Lines Limited. Возглавляет «Водоходъ» заместитель председателя Совета Российской палаты судоходства Ришат Багаутдинов. Господин Багаутдинов является одним из основателей Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), который объединяет ключевые для европейской части России пароходства — Волжское, Северо-Западное и «В.Ф. Танкер», а также Окскую судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод и ряд других судоходных и судоремонтных активов.Сумма средств, вложенных в строительство плавучей платформы в Таганроге, не разглашается. Скорее всего, решение о её создании было принято после того, как судно компании село на мель.Это произошло в октябре 2020 года. Круизный лайнер «Мустай Карим» — единственный за 60 лет новый российский теплоход, построенный за 3,2 млрд рублей — застрял в порту Таганрога. Судно не могло продолжить путь из-за экстремально низкого уровня воды. Новая платформа позволит безопасно швартовать такие громоздкие круизные теплоходы без лишних рисков.С какими городами будет водное сообщение?Пока не совсем понятно, какие маршруты хочет охватить инвестор. Помимо названных Голубевым городов Ростовской области назывались и другие направления. Летом этого года директор администрации мариупольского морского порта Павел Швацкий сообщал, что планируется восстановить пассажирское судоходство между Донбассом, Крымом и Кубанью. Речь шла о всеми забытых круизах по маршруту Ейск — Ростов — Азов — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Керчь.Пару лет назад запустить теплоход из Ростова в Крым предлагала Кубанская компания. Речь шла о маршруте Ростов — Керчь — Тамань и Сочи — Ялта — Севастополь.Так что простор для освоения маршрутов имеется. Кстати, в 2020 году речной круиз из Санкт-Петербурга в Ростов признали одним из самых дорогих в стране. За 20-дневное путешествие на теплоходе «Т. Г. Шевченко» тогда нужно было заплатить 13 тысяч долларов с одного человека. Программа включала посещение Волгограда, Астрахани, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Ульяновска и некоторых других городов.А как было раньше?В советское время морской вокзал Таганрога был настоящим центром притяжения, тут были кафе и рестораны — излюбленное место отдыха горожан и курортников. Вокзал принимал круизные лайнеры — например, за 12 часов по морю можно было добраться из Ростова в Керчь с остановками в Азове, Таганроге, Мариуполе и Бердянске.Также сюда приходили «Метеоры» и «Ракеты», связывающие Таганрог с Ростовом, Азовом. Для сравнения — от Таганрога до Азова по воде можно добраться за 40 минут, а на машине путь занимает уже около двух часов. «Метеоры» и «Ракеты» курсировали как электрички, с интервалом в 1,5-2 часа — это был ещё один вид транспорта, пользовавшийся спросом.Как рассказал профессиональный гид и общественный деятель Алексей Павловский, первый рейс «Ракеты» по Дону по маршруту Ростов — Константиновск состоялся 14 октября 1960 года. За последующие 15 лет ростовский порт получил 17 судов этого типа. Во второй половине 70-х вместо «Ракет» начали производить «Восходы», их в Ростов до 1991 года было поставлено девять. Одновременно порт закупал «Метеоры», производимые на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане, и феодосийские «Кометы». Эти суда были рассчитаны на перевозки по морю. В 60-70-е донской флот пополнили восемь «Метеоров» и четыре «Кометы».В пору пика пассажирских перевозок на «крылатых судах» — в середине 1980-х — ростовский порт располагал 36 теплоходами этого типа, «Ракеты» и «Восходы» ходили в Азов, Старочеркасскую, Романовскую, через Северский Донец — до Каменска-Шахтинского. «Метеоры» и «Кометы» возили пассажиров в Таганрог, Ейск, Жданов (Мариуполь) и Керчь.— В советский период, когда строительство теплоходов брало на себя государство, а цены на топливо дотировались, речные перевозки по стоимости для пассажиров были сопоставимы с автомобильными, — рассказывал Алексей Павловский. — Когда же речникам пришлось включать в стоимость билета реальную цену топлива и запчастей, жители прибрежных населённых пунктов пересели на автобусы, а число туристов было столь невелико, что не могло поддерживать рентабельность перевозок. В итоге донской крылатый флот встал на прикол у левого берега Дона — в районе завода «Красный флот». Основная часть теплоходов ушла на металлолом, единицы продали в регионы с неразвитой сетью автодорог, где речные перевозки носят социальный характер (Якутия), либо в туристические центры (Санкт-Петербург). Особо ростовчанам запомнились покупки «Комет» представителями Сенегала, Гвинеи-Бисау, Сент-Винсента и Сьерра-Леоне.Кстати, о необходимости возродить пассажирские речные (да и морские тоже!) перевозки идёт не один год, но пока надежды на то, что по Дону и Азовскому морю вновь будут курсировать «Ракеты» и «Метеоры», весьма туманны. А вот, с круизным сообщением, учитывая внимание председателя Совфеда и заинтересованность довольно крупного инвестора, вполне может что-то получится.

Погода в Азове

Сегодня05 Июль
+35°
облачно с прояснениями
днём: 35° ночью: 35°
  • Ветер 6,89 м/с з
  • Влажность 29% низкая
  • Солнце 20:20 Восход: 04:33
  • Давление 1005 мм. рт. ст.